Требования к заземлению оборудования в Правилах устройства электроустановок (ПУЭ):
Цель заземления:
* Обеспечить безопасность людей и животных от поражения электрическим током, защитив их от прикосновения к токоведущим частям при неисправностях электроустановок.
* Обеспечить нормальную работу электроустановок, защитив от помех и перенапряжений.
Область применения:
Заземлению подлежат все электроустановки постоянного и переменного тока, включая:
* Электрические машины и трансформаторы
* Аппараты коммутации и управления
* Металлические корпуса электроприемников, арматура и конструкции
* Металлические кабельные оболочки и трубы
Методы заземления:
* Искусственное заземление: создание заземлителя в земле с помощью стержней, труб или лент.
* Естественное заземление: использование естественных заземлителей, таких как забитые в землю металлоконструкции, водопроводные и отопительные трубы (при определенных условиях).
* Комбинированное заземление: сочетание искусственного и естественного заземления.
Сопротивление заземляющего устройства:
Сопротивление заземляющего устройства должно быть:
* Не более 4 Ом для электроустановок переменного тока с напряжением до 1 кВ.
* Не более 10 Ом для электроустановок переменного тока с напряжением выше 1 кВ.
* Не более 4 Ом для электроустановок постоянного тока.
Проверка заземляющих устройств:
Заземляющие устройства должны проверяться на сопротивление не реже 1 раза в 6 лет и после каждого ремонта или изменения электроустановки, влияющих на состояние заземления.
Типы систем заземления:
TN-C: Защитный и нулевой проводник совмещены.
TN-S: Защитный и нулевой проводник разделены по всей длине электроустановки.
TN-C-S: Совмещение защитного и нулевого проводников в начале электроустановки с разделением на защитный и нулевой проводники в конце.
IT: Отделение рабочего проводника от земли или заземление его через большое сопротивление.
TT: Прямое заземление нейтрали и защитное заземление не связаны.
Выбор типа системы заземления:
Выбор типа системы заземления определяется характером электроустановки, условиями эксплуатации и другими факторами.